Поиск по сайту
Найти
Отмена
Блог компании

Миграция в облако

30 августа 2019
0
172
 

Миграции в облако — это перемещение ИТ-инфраструктуры предприятия, включая данные, сервисы, приложения и их настройки, на мощности виртуального центра обработки данных (ЦОДа). Владельцем ЦОД, или дата-центра, выступает сторонняя компания — облачный провайдер.

Миграция информационных систем предприятия в облако — глобальная и общероссийская тенденция. Бизнес постепенно, полностью или частично отказывается от хранения важных данных на собственном оборудовании и переносит их к cloud-провайдерам. Крупнейшие в мире виртуальные площадки принадлежат IT-гигантам: Amazon, Microsoft, Google, Huawei. Эти компании гарантируют клиентам высокий уровень надежности и стабильности хранения неограниченных объемов данных с возможностью масштабирования ресурсов.

Два варианта миграции

Существует два основных способа мигрировать данные и сервисы к облачному провайдеру.

  1. Полная миграция. Здесь к cloud-провайдеру переносится вся IT-инфраструктура: данные, приложения, их настройки. У клиента остаются терминальные клиенты, через которые сотрудники центрального и удаленных офисов получают доступ к сервисам.
  2. Частичная миграция. Гибридная модель, когда в облако переносится часть информационных систем  и ресурсов, а остальные данные по соображениям безопасности, в соответствии с требованиями законодательства или по другим причинам остаются на вычислительных мощностях компании. Частичную миграцию бизнес часто выбирает для оценки возможностей облачных провайдеров и «примерки» новой модели работы с данными.

Под частичной миграцией также понимают постепенный перенос отдельных элементов IT-инфраструктуры на виртуальную платформу. Эта модель подходит для компаний с географически распределенной структурой (большим количеством удаленных офисов). В этом случае составляется подробная дорожная карта миграции и сервисы переносятся последовательно — так, чтобы не останавливать выполнение бизнес-процессов в организации. Это так называемая «бесшовная миграция», которая возможна благодаря четкому планированию и последовательному выполнению заранее прописанных шагов.

Миграции в облако

Три ключевых момента облачной миграции

  • Гибкое масштабирование бизнеса. Миграция в облако — это всегда про развитие. Бизнес, который растет и которому требуется больше ресурсов, нуждается в среде, где эти ресурсы предоставляются по требованию и максимально быстро.
  • Соответствие ожиданиям клиентов. Переезд в облако не должен становиться самоцелью для руководителей компании или ее IT-подразделения. На первый план выходят реальные ожидания и потребности клиентов. Почему сервисы в облаке для них выгоднее, как они смогут использовать новые преимущества, не столкнутся ли с новыми проблемами? На эти вопросы следует ответить перед тем, как решиться на миграцию.
  • Сохранение непрерывности бизнеса. Руководитель должен понимать, насколько критичным будет простой бизнес-процессов, во сколько он обойдется компании, как предотвратить его или минимизировать риски. В облаке для этого есть инструменты, плюс их количество увеличивается.

Когда миграция в облако приводит к проблемам

Из-за отсутствия опыта легко допустить критичные ошибки, которые приведут к негативным последствиям для бизнеса.

  • Нет схемы зависимостей между приложениями. Если отдельные приложения или сервисы используют одну и ту же базу данных, то перемещать их в облако можно только в комплексе, а иначе случае бизнес рискует нарушить привычное выполнение текущих задач.
  • Нет плана миграции (дорожной карты). В плане четко прописано, что будет переноситься в облако, в каком объеме и в какие сроки. Это последовательное описание действий, которые помогут правильно организовать миграцию, избежать хаоса, потерянных данных, остановок бизнес-процессов.
  • Миграция без предварительного тестирования. Может оказаться, что поставщик облачных услуг не подходит под задачи компании. Чтобы этого не произошло, запросите тестовый период и подробно ознакомьтесь с услугой, запустив в облаке «сырой» проект (не из продакшена!). Оцените надежность сервиса, насколько оперативно техподдержка реагирует на вопросы, удобно ли перераспределять ресурсы и выполнять другие действия в личном кабинете.

Плюсы миграции

Многие компании хорошо знакомы с ее плюсами. Вот основные:

  • простое и эффективное использование ресурсов. Они выделяются по требованию, ровно в таком объеме, который необходим на текущем этапе;
  • прозрачная тарификация услуг. Организация платит только за реально использованные ресурсы: вычислительные, сетевые, хранения. Она может планировать затраты с учетом роста бизнеса;
  • минимум времени на обслуживание ИТ-инфраструктуры. Если раньше требовался большой штат технических специалистов, то теперь тот же объем задач выполняют 1–2 сотрудника;
  • техподдержка 24/7. Облачные провайдеры решают проблемы клиентов в режиме реального времени. При этом вы можете рассчитывать на высококвалифицированную помощь узкоспециализированных инженеров;
  • простая миграция между провайдерами. В любой момент можно разорвать договоренности и перенести данные и приложения к конкурентам, если те предлагают больше выгод;
  • мобильность сервисов. В облаке данные и сервисы доступны из любой точки мира как компании, так и ее клиентам. Это избавляет от сложных организационных мероприятий при смене физического адреса;
  • снижение рисков простоя сервисов. Cloud-провайдеры заинтересованы в том, чтобы клиентские ресурсы работали без сбоев и остановок. Для этого они вкладывают ресурсы (деньги и экспертизу) в создание надежной инфраструктуры, квалифицированных инженеров, делают бэкапы, обеспечивают дата-центр резервными источниками электропитания.

Облачная миграция

Порядок миграции

Компания, которая запланировала мигрировать в облако всю ИТ-инфраструктуру или ее часть может разработать собственный план миграции или воспользоваться общепринятой схемой. В любом случае, ее необходимо доработать с учетом специфики бизнеса, объема данных, принципов работы с ними, наличия территориально-распределенной сети офисов и других факторов. Общепринятую схему можно разбить на несколько типичных шагов.

Инвентаризация

Она позволяет оценить текущий объем IT-инфраструктуры компании, выделить приоритетные компоненты и установить между ними взаимосвязи, которые нужно учесть в процессе миграции. В ходе инвентаризации можно обнаружить проблемные участки, которым требуют максимального внимания во время переноса данных и сервисов.

Выбор облачной модели

Облачная миграция доступна в виде трех моделей:

  1. Публичное облако: хостинг-провайдер предоставляет облачные сервисы большому числу клиентов, а вычислительные, сетевые и ресурсы хранения находятся в одном большом (или нескольких) дата-центрах. Публичное облако необходимо там, где требуется гибкость и автоматизация рутинных задач. Часто в такой услуге заинтересованы владельцы веб-сайтов и онлайн-сервисов, компании, которые занимаются разработкой и тестированием ПО;
  2. Частное облако: компания строит собственную облачную инфраструктуру и ресурсы, на которых будут работать сервисы в облаке, принадлежат только ей. Наибольшую выгоду от частного облака получают крупные компании с разветвленной ИТ-инфраструктурой и которые работают с конфиденциальными данными или гостайной;
  3. Гибридное облако: симбиоз частного и публичного облака, где обмен данными между ними строго контролируется компанией. Гибридное облако выгодно использовать там, где бизнес сталкивается с резкими всплесками активности (например, в дни распродаж или рекламных кампаний), где требуется внедрение сложных технологических решений после предварительного тестирования, где необходима пробная эксплуатация элементов ИТ-инфраструктуры или занимаются разработкой новых программных продуктов.

После выбора подходящей модели рассчитайте потребность в ресурсах: вычислительную мощность процессоров, тип и емкость накопителей, ширину интернет-канала, количество IP-адресов и др.

Выбор cloud-провайдера

Одна из наиболее ответственных задач на этапе подготовки к миграции. Необходимо убедиться, что провайдер надежен, располагает соответствующей инфраструктурой, вкладывает ресурсы в ее развитие, предлагает именно те сервисы и инструменты, в которых нуждается бизнес. В идеале провайдер дает возможность воспользоваться тестовым периодом и оценить потенциал его площадки на реальных или тестовых проектах.

Заключите соглашение об уровне услуг, или SLA (Service Level Agreement). Лидеры облачного рынка указывают, в течение какого времени сервисы клиента могут быть недоступны (и это время минимальное) и берут на себя проблемы, связанные с техническими и программными сбоями в дата-центре.

Составление дорожной карты

Корректная дорожная карта позволит спланировать миграцию и избежать критичных ошибок при переносе ИТ-инфраструктуры к облачному провайдеру. Важно прописать не только последовательность действий, но и сроки завершения каждой задачи. Критичные сервисы переносят тогда, когда они наименее загружены (например, в ночное время). В идеале нужно получить результат, при котором миграция пройдет «бесшовно», и клиенты сервисов компании ее не заметят.

Миграции в облако, что это

Перенос инфраструктуры

После выполнения предыдущих пунктов приступают к переносу данных, сервисов и других нематериальных составляющих IT-инфраструктуры. На финальном этапе проводят тестирование работы их в облачной среде и исправляют ошибки, которые возникли в процессе миграции. Важно понять, что сервис оказался действительно работоспособным.

Пример миграции для финансовой организации

Возьмем банк, руководство которого планирует использовать облачную инфраструктуру для повышения гибкости бизнеса и скорости обработки данных. В его случае миграция будет состоять из следующих шагов:

  • инвентаризация хранимых данных и программного обеспечения для их обработки на стороне;
  • оценка возможности обработки их третьей стороной (вероятно, банк выберет гибридную модель хранения и часть данных оставит у себя, на расстоянии вытянутой руки);
  • выбор клауд-провайдера, который работает в правовом поле РФ;
  • составление плана поэтапного переноса не критичной информации в облако к стороннему провайдеру;
  • перенос и тестирование работы сервисов в новых условиях,  а также интеграция с данными, которые остались на стороне банка.

Миграция и соблюдение 152–ФЗ

Согласно российскому законодательству — 152–ФЗ (федеральный закон «О персональных данных») — компании, которые занимаются сбором, хранением и обработкой персональных данных, должны хранить их на территории РФ. Если эти данные передаются третьему лицу (в нашем случае это облачный провайдер), то уже он обязан выполнять требования 152–ФЗ и контролирующих органов. Соблюдать законодательство в отношении персональных данных обязаны как российские, так и иностранные компании, которые обязаны размещать оборудование для их хранения и обработки на территории РФ.

Вернемся к примеру с банком. Во время инвентаризации он анализирует данные и распределяет их на категории: общедоступные, служебные, конфиденциальные и специальные (например, составляющие гостайну). В таком случае перенести к cloud-провайдеру конфиденциальную информацию он сможет только при одном условии: если провайдер имеет лицензию ФСТЭК — Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

 
 
Комментарии к материалу:
Написать Текст комментария будет автоматически
опубликован после проверки модератором.
Используя сайт www.stekspb.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы можем хранить куки (cookies) вашего браузера. Политика конфиденциальности