Поиск по сайту
Найти
Отмена
Блог компании

Электронный ключ

18 октября 2019
0
212
 

Электронный ключ — это аппаратный инструмент, который используется для защиты ПО и электронных документов от незаконного копирования, несанкционированного применения или распространения третьими лицами. Также встречается другие его названия — электронная (или цифровая) подпись, etoken. Сегодня это обязательный реквизит для подтверждения подлинности ряда электронных документов. Его используют, чтобы зафиксировать определенное состояние информации — например, внесение или, наоборот, отсутствие каких-либо изменений с момента подписания документа.

ЭП или ЭЦП?

Ранее в обходе была аббревиатура ЭЦП — электронная цифровая подпись. Но после вступления в силу ФЗ № 63 это название сократилось до ЭП, электронная подпись. Именно для электронной подписи используется электронный ключ. По законодательству РФ под ЭП понимают эквивалент подписи, которая ставится «от руки» и обладает аналогичной юридической силой. Электронная подпись позволяет физическим лицам удаленно (через интернет) подписывать документы с государственными, финансовыми, медицинскими, учебными и другими учреждениями. Юридические лица могут с ее помощью участвовать в электронных торгах, вести электронный документооборот (ЭДО), сдавать отчеты в налоговую и т. п.

Техническая реализация

Электронный ключ подписи выполнен в виде микросхемы или микроконтроллера, оснащенного энергонезависимой памятью. Чаще всего это устройства в виде флеш-накопителя, который подключается к компьютеру или ноутбуку через USB-порт. Чуть реже выпускаются аппаратные ключи с LPT- или PCMCIA-интерфейсами.

Etoken

Если по роду деятельности вам приходится регулярно сталкиваться с электронными ключами, наверняка у вас часто возникали сомнения в их защищенности, а также том, насколько надежны они в системах хранения денежных средств или важной информации. Об этом не стоит беспокоиться. Когда такой ключ подсоединяют к компьютеру или ноутбуку, он начинает взаимодействовать с защищенной программой. Та посредством драйвера отправляет ему определенную информацию, цифровой носитель с электронным ключом ее обрабатывает и отправляет обратно. Если информация корректная (т. е. ключ «ответил» правильно) программа может продолжить свою работу, в противном случае дальнейшие действия с ней будут немедленно заблокированы. Целостность, аутентичность и подлинность документов, которые подписываются электронной подписью, гарантируют надежные криптографические протоколы и алгоритмы, а также программно-аппаратные решения, которые работают на их базе.

Иногда используется другое определение тому, что такое электронный ключ. Альтернативный вариант исполнения электронного ключа или etoken’а — программное приложение. Его также называют виртуальным электронным ключом. В таком формате особенно часто его используют для подтверждения банковских и других финансовых операций через интернет. Однако портативные устройства в виде USB-флешек считаются более защищенными, так как в них подтверждение каждой транзакции происходит внутри устройства, то есть физически не покидает его пределов.

Как получить персональный электронный ключ

Вариантов сделать это два: для тех, у кого уже есть ЭЦП, и тех, у кого ее еще нет. Один из самых популярных способов создания ЭП базируется на способе ассиметричного шифрования. При этом шифруется не весь файл целиком, а только часть — хэш. При этом генерируются два типа ключа: закрытый и открытый. С помощью открытого узнать значение закрытого невозможно, поэтому если он попадет в свободный доступ, у вас не будет поводов для волнений. Однако открытый ключ потребуется для расшифровки закрытого, по отдельности друг от друга они не представляют никакой ценности.

Для создания электронного ключа потребуется действующий сертификат, который подтверждает подлинность электронной подписи. Получить сертификат можно в любом Удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию в Минкомсвязи РФ. Ознакомиться с перечнем всех доступных и выбрать ближайший к вам Удостоверяющий центр можно на официальном веб-сайте ведомства.

Как сделать точную копию электронного ключа? Для этого необходимо перенести его вместе с сертификатами на иное устройство — компьютер или ноутбук. Есть как минимум два способа сделать это на практике.

  1. Если ключей несколько (не более десяти штук), воспользуйтесь специальным программным обеспечением. Удобной и надежной в работе зарекомендовала себя программа CryptoPro. Главное — устанавливайте ее с официального сайта разработчика, а не с подозрительных веб-ресурсов, на которых может быть размещен зараженный вирусами дистрибутив.
  2. Если ключей и сертификатов к ним много, скопируйте исходные файлы, в которых содержится зашифрованная информация. Это более сложный и затратный по времени способ, который требует определенных знаний и опыта. Но именно к нему прибегают во многих организациях с большим количеством электронных ключей — от нескольких десятков до нескольких сотен.

Рекомендации по работе для пользователей ЭП

Разберемся подробно, для чего нужен электронный ключ и как его получить разным категориям населения. Электронная цифровая подпись массово используется в системах ЭДО, особенно для подготовки отчетности в налоговую индивидуальными предпринимателями. Им удобнее делать это в удаленном режиме, без посещения налоговой службы лично — так они экономят время и могут использовать его на развитие своего дела. Но при этом нужно учитывать, что нет универсального электронного ключа, который можно применять для разных задач. Отдельно придется получать квалифицированную ЭП для налоговой, подпись для ЕГАИС и электронных торгов. Однако временные затраты на эти мероприятия оправдывают себя в 100 % случаев, так как:

  • вы сокращаете расходы на ведение ЭДО;
  • вы не тратите время на посещение налоговой и других контролирующих органов;
  • вы можете принимать участие в Госзакупках и торгах, а также международной торговле.

Электронный ключ в налоговой

Как получить электронный ключ ИП?

  1. Определиться с подходящим типом ЭП.
  2. Подготовить пакет документов, утвержденный на законодательном уровне.
  3. Отправить заявку в любой Удостоверяющий центр.
  4. Оплатить услугу (можно сделать это онлайн).
  5. Получить ЭП и начать ее использовать.

В пакет документов, которые необходимо подать ИП, входят: паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя, СНИЛС, ИНН, выписка из ЕГРИП, платежные реквизиты.

Как получить электронный ключ юрлицам?

Им так же регулярно, как и ИП, приходится ставить электронную подпись. Но для получения электронного ключа они обязаны предъявить иной пакет документов:

  • приказ, который подтверждает назначение руководителя компании;
  • паспорт гендиректора (отсканированная копия первого разворота и страницы с пропиской);
  • СНИЛС и ОГРН;
  • ИНН организации;
  • платежные реквизиты.

Согласно действующему законодательству РФ электронная подпись выступает аналогом печати для юридического лица, но без физического его присутствия таким образом она не работает. Доступ к электронной подписи может иметь генеральный директор компании или другой ее представитель, наделенный приказом соответствующими полномочиями.

Если требуется изготовить усиленную цифровую подпись, сделать это можно в Удостоверяющем центре. Забрать ее оттуда имеет право только     учредитель компании или гендиректор. Накопитель можно выбирать произвольно: токен или флеш-накопитель. В комплекте к такой электронной подписи всегда идет комплект ПО, которое устанавливается для обмена информацией с партнерами организации, а также ключ и сертификат. Все компоненты являются обязательными для использования.

Как получить электронный ключ физическому лицу?

Изначально электронные ключи были предназначены только для ИП и юрлиц, но в последнее время ими активно пользуются обычные интернет-пользователи (физические лица). Где им будет полезна электронная подпись:

  • при работе на официальном портале Госуслуг. Благодаря ЭП они могут удаленно подать заявление, оплатить счета за госуслуги и штрафы (например, административные), отслеживать стадии рассмотрения поданных ранее заявок и многое другое;
  • при контактах с налоговой — когда нужно отправить декларацию о доходах или получить налоговый вычет;
  • при получении доступа в Росреестр;
  • при получении определенных услуг в банке;
  • для оформления заявки на получение патента.

Сколько стоит и как долго действует электронный ключ?

Здесь нужно разделять понятия «электронный ключ» как цифровой носитель информации и непосредственно электронная подпись. Стоимость электронной подписи будет отличаться в зависимости от ее типа, комплектации и целевого назначения. Например, ЭП для подписи документов в налоговой будет отличаться по стоимости от ЭП, предназначенной для участия в электронных торгах. Срок действия независимо от выбранного типа составит ровно 12 месяцев со дня оформления, но с возможностью продления, что значит следующее: после вам необходимо заново подготовить пакет документов и подать заявку в Удостоверяющий центр.

Электронный цифровой ключ это

Как избежать проблем при использовании электронных ключей

Несмотря на то, что электронный цифровой ключ — это безопасно и надежно, необходимо придерживаться определенных правил по работе с ними. Это поможет избежать ряда типичных проблем, с которыми сталкиваются неподготовленные пользователи ЭП.

  1. Не подключайте электронный ключ к компьютеру, если аналогичный интерфейс (чаще всего USB) параллельно использует другое устройство. Если этого не избежать, для работы с электронным ключом установите отдельную физическую плату.
  2. Всегда обращайте внимание на реакцию операционной системы после подключения к устройству электронного ключа. Если она ведет себя некорректно, ключ не работает или работает не так, как вы ожидаете, немедленно обратитесь за помощью к специалистам.
  3. Если к компьютеру подключен электронный ключ, воздержитесь от подключения к нему других периферийных устройств с отдельным питанием (например, принтеров). Это может вывести из строя любое из этих устройств.
  4. Не подключайте одновременно к одному компьютеру несколько электронных ключей, даже если у вас есть необходимое количество портов. В некоторых случаях это оправдано и ключи даже предполагают параллельное подключение друг к другу, но в других ситуациях это может вызвать сбои, о которых производители не всегда предупреждают заранее.
  5. Не допускайте механического повреждения электронных ключей —           в частности, падений, ударов и сильных вибраций. Также стоит оберегать их от воздействия критично низких и высоких температур, агрессивных сред, прямого ультрафиолетового воздействия. 
  6. Внимательно отнеситесь к установке драйверов для электронных ключей. Не инсталлируйте те драйвера, которые по умолчанию предлагает операционная система, пользуйтесь только тем ПО, которое рекомендует поставщик решения.

Надеемся, из этой статьи понятно, что такое электронный ключ подписи, где и при каких обстоятельствах он используется и как его получить разным категориям населения — физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

 
 
Комментарии к материалу:
Написать Текст комментария будет автоматически
опубликован после проверки модератором.
Используя сайт www.stekspb.ru, вы соглашаетесь с тем, что мы можем хранить куки (cookies) вашего браузера. Политика конфиденциальности