Этот непростой «простой бэкап». Резервное копирование данных

17.11.2015
Игорь Белинский

Казалось бы, сейчас уже не найдешь взрослого человека, руководителя или любого сотрудника, который бы не понимал важности резервного копирования (backup, бэкап). Даже вне работы человек окружает себя гигабайтами личной и прочей информации, которую потерять ему будет очень обидно, а иногда и критично для дальнейшей нормальной жизни. Потеря информации, необходимой для работы компании, часто ведет к потере бизнеса или, как минимум, к большим убыткам.

Поэтому то, что данные нужно резервировать – знают все. Но вот о том, что данные нужно резервировать правильно и о том, что такое – «правильный бэкап», знают далеко не все. И по-прежнему совершают серьезные ошибки или, наоборот, не выполняют того, что делать необходимо.

В процессе экспресс-аудита, проводимого в рамках принятия на абонентское обслуживание, мы выявляем немало примеров неправильного подхода к резервированию данных. Самым первым мероприятием при начале обслуживания нового клиента в нашей компании является именно внедрение правильной системы резервного копирования.

Регламент резервного копирования

Регламент резервного копирования обязателен!

Именно регламент резервного копирования данных делает процесс системным и управляемым, максимально исключая возможность печальных неожиданностей. В нашей компании с самого начала (уже более 10 лет) подход к резервированию баз данных клиента всегда определялся регламентом резервного копирования. Именно в регламенте определяются следующие вопросы:

Специалист по резервированию данных 

  1. Что копируем?

    Иногда этот вопрос оказывается не таким простым. Казалось бы, в идеале, вся информация должна быть зарезервирована. Но если подойти к этому вопросу внимательнее, то всё будет не так просто. Большая часть данных (образы ОС – отдельных рабочих мест, инсталлированное ПО) вовсе не требует резервирования каждого экземпляра. Это ведет напрямую к вопросу создания стандартного образа «рабочего места». А многочисленные «логи» или временные файлы?

    Нужен специалист, который разберется с тем, что из этого подлежит резервированию.

    Что касается непосредственно данных, файлов, баз бизнес-приложений — здесь также нужно обладать профессиональными знаниями для определения оптимальной процедуры копирования каждого типа набора данных. Базы 1С и содержимое пользовательских ящиков электронной почты резервируются по разным алгоритмам.

    Куда сохраняется бэкап

  2. Куда копируем?

    Куда сохраняется бэкап — очень сложный вопрос, на самом деле. И довольно часто, на него отвечают очень просто — на «флэшку». И копируют туда базы 1С продвинутые работники бухгалтерии.

    Не в укор этим работникам, а скорее, чтобы обратили внимание руководители, ответственные за работу компании, — очень плохой ответ «резервируем на флэшку».

    Он конечно лучше, чем «вообще не копируем, так как у нас RAID или копируем на другой диск этого же сервера», но все-таки неправильный.

    Очень много причин — почему плохо:

    1. Ненадежный носитель;
    2. Ненадежное место хранения носителя (часто теряется);
    3. Отсутствие системы (копирование выполняется, если работник не забудет);
    4. Целостность копии никогда практически не проверяется.

    Мы предлагаем несколько решений, «куда» выполнять резервные копии. Это или NAS c RAID-ом. Или, в последнее время, резервирование в «частное облако» на базе отказоустойчивого и высокопроизводительного кластера, полностью находящегося в управлении специалистов нашей компании.

    Как делать бэкап

  3. Как копируем?

    Вопрос «Как делать бэкап» разделяется на две части. Каким ПО и по какому алгоритму (полный, разностный, инкрементальный). Определяется в регламенте и ответы зависят от опыта компании-аутсорсера. Ответы на эти вопросы очень важны для клиента, так как именно они очень сильно влияют на совокупность таких характеристик, как стоимость резервного копирования, надежность и (очень важно) скорость восстановления утраченных данных или возврата к актуальному состоянию на определенную дату.

    Как проверить бэкап

  4. Как проверяем правильность копирования?

    Как правильно сделать бэкап? Есть известная поговорка в ИТ-среде:

    Сисадмины делятся на тех, кто ещё не делает резервное копирование баз данных и тех, кто уже делает его... часто «уже делает, но на новом рабочем месте».

    Но и эта формулировка устарела. Правильные сисадмины — те, кто не только делает резервное копирование, но и проверяет правильность выполнения бэкапа. Инженерам и клиентам нашей компании это обеспечивает эффективная система мониторинга, интегрированная со службой ServiceDesk, с продублированной системой оповещения.

    Процесс резервирования данных

  5. Как восстанавливаем данные?

    Тоже, на первый взгляд, не «бином Ньютона». Однако отсутствие системы, явно описанных процедур, с ответственными и утверждающими заявку, предоставления данных, исполнителей может привести к тому, что весь процесс резервирования окажется бессмысленным.

    Контроль резервного копирования

  6. Кто персонально отвечает?

    Регламент резервного копирования данных остается всего лишь одним из документов, справочной литературой, если не предусмотрена ответственность за его выполнение или неисполнение. Далеко не каждый коллектив ИТ-специалистов может похвастаться тем, что вопрос с ответственностью является полностью решенным.

    Проще вопрос обстоит с админом в одном лице. Проще для этого лица, но совсем не для клиента, который чаще всего в случае невыполнения будет довольствоваться «извините, так вышло».

    В нашей компании этот вопрос тесно связан с кадровой политикой, системой мотивации сотрудников. Каждый элемент этой системы неоднократно был оптимизирован в процессе многолетней работы на рынке айти-аутсорсинга. За каждой операцией бизнес-процесса «резервное копирование» стоит конкретный сотрудник, в том числе служба качества, контролирующая выполнение каждого этапа.

У Вас похожая задача? Мы всегда готовы подсказать решение!
Задайте вопросы напрямую руководителю данного проекта (9.00–23.00):